Авторизоваться с помощью:

Шпионы из США и КНДР 10 лет проводят тайные переговоры и встречи

Американские разведчики тайно встречались с северокорейскими коллегами на протяжении последних десяти лет, пишет The Wall Street Journal.

Секретный канал связи помогал освобождать задержанных граждан двух стран, а также организовать встречу президента США Дональда Трампа с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Этот секретный канал между Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и северокорейскими шпионами также помог организовать две миссии в Пхеньяне в 2012 году. Майкл Морелл, который на тот момент возглавлял ЦРУ, дважды посещал Пхеньян. Эврил Хейнс, занимавшая в 2013-2015 годах пост заместителя директора ЦРУ, также приезжала в КНДР с секретным визитом.

На время президентства Барака Обамы эти связи были приостановлены. В январе 2017 года их возобновил назначенный на должность директора ЦРУ Майкл Помпео. Он отправил сотрудника агентства на встречу с коллегами из Северной Кореи в Сингапуре, которая состоялась в августе 2017 года.

К началу 2018 года вновь возобновились как секретные, так и публичные переговоры, в ходе которых состоялась встреча Трампа и Ким Чен Ына в Сингапуре. Секретный канал сыграл свою роль, благодаря чему обе стороны готовятся ко второму саммиту, он должен состояться в конце февраля.

Секретный канал связи был не единственным фактором, объединяющим лидеров США и КНДР. Они рисковали, проводя первый между своими странами саммит. Но он очень помог улучшить межгосударственные отношения Северной Кореи с Южной Кореей.

Знание о том, что существовал канал тайной связи, проливает свет на общую картину отношений между США и КНДР, состоящую из взаимных угроз, тупиковых переговоров, а затем и совместного саммита. С 2009 года благодаря ему были налажены отношения между органами безопасности этих двух стран, что и обеспечило возможность дипломатических переговоров.

Ключевой фигурой был генерал Ким Ен Чхоль — экс-руководитель шпионского агентства Генерального бюро разведки Пхеньяна. Сейчас он является высокопоставленным северокорейским дипломатом. В пятницу он встретился с Трампом и госсекретарем США Майкоа Помпео.

Некоторые встречи разведчиков были публичными. В 2014 году Северная Корея настояла на том, чтобы высокопоставленный официальный представитель США посетил Пхеньян, чтобы добиться освобождения двух задержанных американских граждан США. Тогда это был директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер. Там он встретился с генералом Ен Чхолем.

В основном переговоры между разведчиками были тайными

В ЦРУ, Госдепартаменте и Белом доме отказались давать комментарии по поводу секретного канала связи с КНДР. Также комментировать эту информацию отказался дипломат Северной Кореи в Нью-Йорке.

США и Северная Корея ранее не поддерживали дипломатические отношения и не имеют посольств в столицах друг друга. На протяжении долгого времени они обменивались сообщениями через северокорейскую миссию США в Нью-Йорке.

Некоторые официальные лица США считают, что полезность этого канала ограниченна, заявив, что его основной целью является передача сообщений менее влиятельному министерству иностранных дел Северной Кореи. Но до недавнего саммита этот разведывательный канал был способом непосредственного общения со сторонниками жесткого режима в КНДР.

Официальные лица США иногда называли его «каналом тупиц», так как собеседников из Северной Кореи они считали неприятными, но важными для принятия решений по вопросам безопасности.

Некоторые политики из Южной Кореи обвиняют генерала Кима в том, что он причастен к затоплению в 2010 году южнокорейского военного корабля. США обвинили шпионское агентство, в котором он работал, в хакерской атаке на Sony Pictures в 2014 году. Северная Корея отрицает свою причастность к этим двум инцидентам.

Вашингтон использовал встречи разведчиков в нескольких целях. Вначале они были связаны с задержанием американцев, но затем начали обсуждать вопросы урегулирования кризисов и нормализации отношений между государствами в обмен на денуклеаризацию КНДР. Также на встречах обсуждали планы будущих саммитов.

«В таких странах, как Северная Корея, министерство иностранных дел имеет ограниченное влияние, поэтому вы должны иметь возможность прямого контакта с "парнями с оружием"», — заявил высокопоставленный чиновник Государственного департамента и Совета национальной безопасности Даниэль Рюссел.

Существуют прецеденты использования шпионов для проведения деликатных переговоров с авторитарными режимами. Сотрудники британской разведывательной службы и ЦРУ начали переговоры, которые закончились тем, что Ливия отказалась от своих программ по созданию ядерного и химического оружия в 2003 году.

Начало секретных переговоров

Секретные переговоры разведчиков начались в 2009 году. Администрация президента Обамы попросила Джозефа ДеТрани по прозвищу «Бродвей Джо». Он стал «управляющим миссией» в Северной Корее и координировал действия шпионских агентств США.

ДеТрани, который превосходно говорит на китайском и более двух десятилетий провел в ЦРУ, был одним из немногих американских чиновников, которые активно взаимодействовали с Северной Кореей. Он был дипломатом во время неудачных шестисторонних переговоров с 2003 по 2009 годы, на которых Северную Корею пытались убедить  отказаться от ядерных амбиций.

«ДеТрани считает, что при любых обстоятельствах надо вести переговоры с Северной Кореей, только так можно понимать, что происходит, и не делать ошибочных выводов», — сказал отставной адмирал и директор Национальной разведки в течение первых 16 месяцев президентства Обамы Деннис Блэр.

Миссия ДеТрани была узкой. Обама хотел, чтобы он добился освобождения двух американских журналистов, приговоренных к 12 годам каторжных работ. Г-н ДеТрани проводил тайные встречи в Сингапуре при напряженных международных отношениях между США и КНДР. Пхеньян провел ракетные испытания, которые северокорейские коллеги ДеТрани отказались обсуждать. Переговоры помогли организовать визит бывшего президента США Билла Клинтона в Пхеньян в 2009 году, тогда он смог вернуть журналистов в Штаты.

В 2010 году ДеТрани совершил секретную поездку в Пхеньян, предупредив Северную Корею о последствиях развития ядерной программы. Затем он передал эстафету секретных встреч Мореллу. В апреле 2012 года оба чиновника вылетели в Пхеньян, тогда ДеТрани представил заместителя директора ЦРУ северокорейцам.

В феврале администрация Обамы заключила с КНДР соглашение, в соответствии с которым северокорейцы согласились на мораторий на испытания ракет большой дальности и ядерные испытания, а также на закрытие своих ядерных объектов в Йонбене. США пообещали предоставить за это  продовольственную помощь.

В Вашингтоне заявили, что планы Северной Кореи по запуску спутника нарушат это соглашение. Ким Чен Ир, правивший КНДР в течение 17 лет, умер, передав власть Ким Чен Ыну. В этой ситуации было крайне важно сохранить секретную связь.

Попытки США остановить запуск спутника не увенчались успехом. Морелл вернулся в Пхеньян в августе следующего года с сообщением о том, что у Северной Кореи есть выбор. Она может продолжать создавать свои ядерные и ракетные арсеналы, но окажется в дипломатической и экономической изоляции. Или выберет денуклеаризацию и станет частью международного сообщества.

Поездка закончилась разочарованием, он не смог встретиться с Ким Чен Ыном. В этот период  секретный канал связи иногда становился публичным. В конце 2012 года южнокорейская газета сообщила, что американские разведчики совершили две поездки в Северную Корею. В январе 2018 года газета Financial Times сообщила, что Морелл совершил тайную поездку в КНДР в 2012 году. Затем на посту заместителя директора ЦРУ Морелла сменила Хейнс, чей путь к высокому посту в сфере национальной безопасности начинался с должности владельца книжного магазина.

Во время своего пребывания на посту в ЦРУ с августа 2013 года по январь 2015 года она также побывала в Пхеньяне. Несмотря на небольшие дипломатические достижения в этот период, некоторые бывшие официальные лица говорят, что было весьма полезно иметь контакты с влиятельными сторонниками жесткого режима в КНДР, которые контролировали сферу госбезопасности. Сохранение секретного канала связи также позволило администрации Обамы призвать международных партнеров дипломатически и экономически изолировать Пхеньян от всего мира в рамках кампании давления с целью денуклеаризации.

«Это был единственный надежный канал связи по самым основным вопросам», — сказал высокопоставленный чиновник из администрации Трампа.

У канала секретной связи есть свои скептики

Ключевые чиновники из Государственного департамента были осведомлены об этом канале связи. Тем не менее, есть скептики среди некоторых бывших чиновников из президентской администрации. Они до сих пор задаются вопросом, умаляет ли секретный канал традиционную переговорную роль Государственного департамента.

«Сохранение таких каналов связи всегда важно, но также важны и обычные мессенджеры, и сообщения. Сотрудники разведки не являются профессиональными дипломатами, и если они передадут неправильное сообщение, это может иметь неприятные последствия», — сказал  Джоэл Вит, бывший сотрудник Госдепартамента, который сейчас работает в вашингтонском аналитическом Центре Стимсона.

После того, как разведывательные отчеты 2016 года показали, что ракетные и ядерные программы Северной Кореи развиваются, Вашингтон усилил экономические санкции, в том числе в отношении Ким Чен Ына. В визитах на высшем уровне, похоже, произошел перерыв, хотя не ясно, полностью ли оборвался тайный канал.

Поскольку в августе 2017 года напряженность между странами возросла, тайная связь вновь возобновилась. В этом месяце Трамп угрожал лидерам Северной Кореи «огнем и яростью», также состоялись ежегодные военные учения США и Южной Кореи, на что Пхеньян ответил испытаниями баллистической ракеты над Японией.

Ветеран ЦРУ и глава нового Корейского центра Эндрю Ким отправился в Сингапур, чтобы встретиться с должностными лицами Северной Кореи. Он родился в Южной Корее и имел давние связи с высшими должностными лицами в сфере национальной безопасности этого государства.

В сентябре 2017 года министр иностранных дел Северной Кореи пригласил Джеффри Фелтмана, бывшего американского дипломата, исполняющего обязанности заместителя генерального секретаря США по политическим вопросам, в Пхеньян на дипломатическую встречу. Фельтман утверждает, что генеральный секретарь США Антониу Гутерриш сказал ему, чтобы он первым озвучил эту идею другим заинтересованным странам, но чиновники администрации Трампа выступили против этой поездки. Фельтман совершил поездку публично. По его словам, во время четырехдневных встреч в декабре 2017 года, он заявил северокорейцам, что США — не единственная страна, встревоженная проведением ядерных и ракетных испытаний в КНДР. Он подарил министру иностранных дел Северной Кореи Ри Йонг Хо книгу «Лунатики», в которой рассказывается о том, как началась Первая мировая война в Европе.

В ноябре Ким Чен Ын хвастался, что его страна завершила создание своего ядерного потенциала. Ссылаясь на это выступление, Фельтман призвал северокорейцев перенаправить свои усилия на предстоящие зимние Олимпийские игры в Южной Корее, чтобы попытаться начать переговоры с этим государством и Западом. В новогоднем обращении Ким Чен Ына в 2018 году был намек на перемены. Он подчеркнул ядерный потенциал своего государства и предложил отправить делегацию на зимние Олимпийские игры. Вдобавок к этому, южнокорейские чиновники начали поощрять идею встречи на высшем уровне между Трампом и  Ким Чен Ыном. Возможность проведения встречи также обсуждали при помощи тайного канала связи.

В марте официальные лица Южной Кореи посетили Белый дом и передали приглашение от лидера Северной Кореи, в котором было сказано, что он желает встретиться с Трампом. План состоял в том, чтобы занимающий тогда должность советника по национальной безопасности Герберт Макмастер и высшие должностные лица встретились с южнокорейцами и обсудили это предложение. А на следующий день южнокорейцы встретились бы с Трампом.

Вместо этого Трамп решил встретиться с южнокорейцами немедленно и сразу же согласился на проведение саммита.

Администрация президента все еще хотела получить прямое подтверждение от руководства Северной Кореи, что они на самом деле хотят проведения саммита. Секретный канал связи был активен со времени августовской встречи в Сингапуре, США использовали его для подтверждения того, что приглашение на саммит действительно пришло от северокорейского лидера.

В конце марта занимающий тогда пост главы ЦРУ Помпео вылетел в Пхеньян. Шесть недель спустя, будучи государственным секретарем, он снова отправился туда в сопровождении Эндрю Кима и вернулся с тремя американскими заключенными.

Менее чем через месяц Трамп и Ким Чен Ын встретились в Сингапуре. Американско-северокорейская дипломатия сейчас проводит открытые официальные встречи на самых высоких уровнях.

Но разведывательные контакты продолжаются. В пятницу в Вашингтоне генерал Ким неожиданно встретился с заместителем директора ЦРУ Воном Бишопом.

Напомним, что Трамп едва не объявил войну КНДР.

Также сообщалось, что Северная Корея передала Соединенным Штатам останки американских военнослужащих, погибших в годы войны на Корейском полуострове.

undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Просто о политике
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Итоги недели
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Просто о политике
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Итоги недели
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Просто о политике
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Новости Штатов
undefinedplayCreated with Sketch.
Итоги недели